Анаморфный киноформат

Анаморфный формат представляет собой разновидность широкоэкранных кинематографических систем, которые используют при съемке специальный объектив с цилиндрическими линзами, позволяющими снимать масштабируемое в вертикальном и горизонтальном направлениях изображение на стандартную пленку 35 мм.

Широкое применение такого формата началось после создания в 1952 году широкоэкранной кинематографической системы "Синемаскоп". Благодаря специальному объективу можно достичь различных соотношений сторон, но самыми популярными стали 2.35:1 и 2.40:1. При просмотре анаморфного изображения соотношение 2.35:1 в результате дает картинку заметно шире обычной, снятой на пленку 35 мм. В кинотеатре можно заметить, что при показе анаморфного изображения опускаются и поднимаются шторки сверху и снизу или раздвигаются боковые шторки. При просмотре такого изображения на домашнем HD телевизоре в результате видны черные полосы сверху и снизу изображения.

Пример анаморфной линзы



Пример современного соотношения сторон 16:9 и анаморфного соотношения 2.35:1, вписанного в соотношение 16:9

Однако, анаморфный формат интересен не только с точки зрения соотношения сторон изображения. Поскольку изображения снимаются с использованием цилиндрической линзы, в результате достигаются интересные визуальные эффекты. Для начала, вместо круговых бликов возникают горизонтальные, которые становятся частью действия и усиливают впечатление от него. Еще одним эффектом является анаморфное изменение глубины резкости и степени размытости фона. Широкоэкранный формат также позволяет более эффектно использовать пространство для большего драматизма. В итоге анаморфированный формат получает определенный стиль, который многие воспринимают как "кинематографический".

Горизонтальные полосы света (блики) являются результатом съемок через анаморфное линзы. Кадр из фильма "Super 8"

С технической стороны, съемка с использованием анаморфных линз означает, что цифровой сенсор камеры используется на 100%. Кроме того, это означает, для корректного отображения как в кинотеатре, так и дома, должны использоваться анаморфные линзы того же типа. В противном случае, в результате получится либо растянутое изображение, либо будут видны черные полосы сверху и снизу изображения. Съемки в анаморфном формате являются, несомненно, выбором стиля. Для ценителей такое изображение вызывает определенные чувства. Несомненно, анаморфное изображение в целом требует больших усилий, но в результате получается особое впечатление. Среди всех причуд и недостатков анаморфного формата скрывается особая красота, которую сложно поймать другими способами.