Каким должен быть хороший центральный канал?

Акустическая система центрального канала часто не получает того уважения, которого заслуживает. Чтобы сделать динамик центрального канала достаточно узким, чтобы он помещался на полке, производители часто предлагают горизонтальное расположение вуфер-твитер-вуфер. Каждый опытный разработчик динамиков знает, что это худший способ проектирования любого динамика, но маркетологи и потребители, не заботящиеся о качестве звука, требуют этого.

Что же плохого в горизонтальном расположении драйверов? Когда, например, вуфер пересекается с твитером, два драйвера перекрываются в ограниченном диапазоне частот, так как фильтры кроссовера динамика как правило не имеют бесконечных значений slope (крутизны). Если вы сидите на том же расстоянии от двух перекрывающихся горизонтально расположенных драйверов, то, как правило, все хорошо. Но стоит переместиться от центра в той же плоскости, что и драйверы, время достижения звука будет разным. Это станет причиной подавлений, известных как гребенчатая фильтрация вблизи частоты кроссовера.

В большинстве многоканальных динамиков драйверы располагаются сверху вниз, так что эти подавления происходят в вертикали. При правильной высоте это обычно не создает ощутимых проблем. Но если драйверы расположены горизонтально, и вы отодвинетесь от центра, подавления будут слышны. Эти подавления случаются не только между вуферами и твитером, но также и между двумя вуферами. В последнем случае частота и тяжесть подавлений будет зависеть от расстояния между вуферами.

Существуют ли двухполосные центральные каналы, которые минимизируют эту проблему? Да, но шансы против них. Самые удачные центральные каналы имеют трехполосное исполнение. Они по-прежнему имеют два вуфера слева и справа, но между ними стоят среднечастотник и твитер, расположенные друг над другом. На соответствующей высоте гребенчатая фильтрация между этими драйверами верхнего диапазона не слышна. По-прежнему могут быть некоторые подавления между двумя вуферами или между вуферами и среднечастотником в зависимости от расстояния драйвера и частоты кроссовера на средних частотах (в последнем случае, чем ниже, тем лучше). Но высота такого центрального канала, как правило, больше, чем при двухполосной конструкции, чтобы была возможность расположить вертикально установленные среднечастотник и твитер.

То, что центральный канал нужен только для диалогов, это устойчивое заблуждение. По мнению некоторых экспертов, центр является наиболее важным динамиком в настройке объемного звучания. Он отвечает не только за диалоги, но также и за внушительную долю музыки и эффектов. Если акустическая система центрального канала не может с этим справиться, это ставит под угрозу всю систему в целом, будь то двухполосная или трехполосная конструкция.

При правильной конструкции трехполосные центральные динамики значительно лучше, чем обычные двухполосные. Самый лучший центральный канал, конечно, тот, что будет идентичен основной левой и правой паре. Но если вы не планируете проекционную систему с перфорированным экраном (которая имеет собственные проблемы, связанные с качеством изображения), это не практично для большинства аудио-видео установок.

Но большинство домашних кинотеатров строятся вокруг большого экрана, а не проекционной системы. В этом случае практичным решением дилеммы центрального канала будет предусмотреть полку для центрального динамика с достаточными размерами, чтобы разместить нормальный трехполосный центр.

Единственной проблемой в этом случае будет поиск трехполосного центра, который будет достаточно хорошо соответствовать левому и правому динамикам. И, конечно, выбор будет зависеть от бюджета. В настоящее время ряд производителей предлагают такие модели. Среди них Infinity (серия Reference), Revel (Concertas), Aperion, SVS, KEF, Pioneer Elite SP-EC73 и Paradigm.