Размещение тыловых громкоговорителей: биполи, диполи, прямонаправленные

Истинный ценитель домашнего кинотеатра, оказавшись однажды в гостях и оценивая новую систему домашнего кинотеатра хозяев, может испытать шок. На первый взгляд может показаться, что все в порядке: левый и правый каналы перед экраном, центральный канал расположен выше или ниже экрана. Но затем он обнаруживает тыловые колонки стоящими на развлекательном центре в передней части комнаты или поставленными прямо на фронтальных колонках. Или, например, один тыловик стоит в углу комнаты, а другой сзади, при этом обе колонки направленны в совершенно разные стороны.

Пытаясь добиться от хозяев вразумительного ответа о причинах такого размещения, можно услышать такие варианты: "Хотелось бы, конечно, использовать тыловики по назначению, но мне лень тянуть провода через всю комнату", или "мне просто некуда их больше поставить" и даже "а я как-то не задумывался". В этом случае остается задержать дыхание, досчитать до 10 и напомнить себе, что курс "Системы окружающего звучания" не входят в обязательную программу обучения. Учитывая объемы недостоверной информации в интернете о размещении колонок окружающего звучания, нет ничего удивительного, что люди непосвященные теряются в этом вопросе. Более того, существует так много различных типов динамиков объемного звучания: прямонаправленные, биполи, диполи... даже квадрополи! Большая редкость, когда новичку-любителю, непрофессионалу удается самому справиться с полной системой объемного звучания.

Динамики прямого излучения
Специалисты говорят: "Если вы не можете обеспечить достойное размещение колонок окружающего звучания, не используйте их вообще. Неправильное размещение не принесет пользы и даже может навредить".

Для системы окружающего звучания 5.1 самым разумным размещением динамиков прямого излучения (имеются в виду обычные колонки с прямо смотрящими драйверами) является расположение позади зрителя под углом 110 градусов от экрана. Для простоты, имея в виду, что положение непосредственно справа и слева от зрителя - это 90 градусов от экрана, правильное место для тыловых колонок будет находиться чуть позади зрителя. Еще важно стараться размещать их на той же высоте, что и фронтальная акустика или немного выше. Конечно, особенности помещения не всегда дают возможность правильно разместить колонки окружающего звучания, но чем ближе их размещение будет к идеальному, тем лучше будет эффект.

Биполь и диполь
Биполярные динамики работают примерно так же, как динамики прямого излучения. Вместо направления звука прямо вперед, биполи, используя 2 набора драйверов, расположенных в разных плоскостях, излучают звук во фронтальном и тыловом направлениях. При этом фазы драйверов совпадают (работают синфазно). Такая конструкция направляет звук в нескольких направлениях, создавая больше звуковой энергии. Слушатель получает больше отраженного звука от стен, потолка, шкафов, столов и других поверхностей, чем в случае с динамиками прямого излучения.

На самом деле, биполярные динамики объемного звучания встречаются достаточно редко. В большинстве случаев выбор стоит между динамиками прямого излучения и дипольными динамиками. Как и биполи, диполи имеют 2 набора драйверов, излучающих звук в разных, чаще противоположных направлениях. В отличие от биполей, драйверы работают в противофазе, то есть когда один драйвер работает, второй отдыхает. Когда диполи расположены правильно, под углом 90 градусов от экрана, непосредственно справа и слева от слушателя, они создают так называемую нулевую зону - область, в которой звук от каждой колонки эффективно гасится. Прямое излучение не доходит до слушателя, слушатель получает только звуковые отражения. Источник звук локализовать практически невозможно, и таким образом достигается эффект окружающего звучания. Стоит учесть, что дипольные громкоговорители были изобретены в дни аналогового звука с целью имитации излучений нескольких динамиков. В наши дни практически все DVD и Blu-ray диски, а также ТВ-шоу имеют цифровой объемный звук с пятью отдельными каналами. И неправильное использование диффузного звукового поля диполей в этом случае может оказать медвежью услугу.

Что касается систем 7.1, если у вас есть возможность хорошо разместить четыре тыловых динамика с прямым излучением, использование биполей и диполей оправдать еще сложнее.

Резюмируя: для построения качественной современной системы домашнего кинотеатра с объемным звуком достаточно использовать тыловую акустику с прямым излучением, уделив особое внимание ее правильному размещению.