МЫ РАБОТАЕМ:
С 9.00 до 21.00
За последние 25 лет датская компания Audiophile Loudspeaker Industries выросла из небольшого и относительно неизвестного производителя в гораздо более крупного игрока на переполненной мировой арене громкоговорителей. Последний шаг датчан на пути к более широкому рынку — серия Oberon, доступный ассортимент, состоящий из двух напольных моделей, двух моделей для установки на полку/стойку, одной настенной и одной центральной — все двухполосные, с фазоинвертором. Мы опробовали систему, состоящую из двух пар самой маленькой полочной модели Oberon 1 для фронтов и объемного звучания, центральной колонки Oberon Vokal и SUB E-9F, компактного активного сабвуфера с 9-дюймовым драйвером.
Главное заявление DALI о новом семействе заключается в том, что оно расширяет свой фирменный дизайн SMC-вуфера до доступного начального уровня. SMC (мягкий магнитный компаунд) — это неферромагнитный магнитный материал, который используется в Oberon как своего рода «колпачок» полюсного наконечника. Говорят, что его главное достоинство — это существенное снижение чистого искажения вуфера (особенно третьей гармоники) за счет снижения механических ошибок, вызванных в более традиционных проводящих железных (ферритовых) магнитных материалах, включая гистерезис и нелинейность вихревых токов. DALI также использует немного больший твитер (примерно 1 и 1/6 дюйма в диаметре по сравнению с более типичной 1-дюймовой версией), что, как говорят, позволяет немного снизить частоту разделения. (Однако, как ни странно, согласно печатным спецификациям DALI, Oberon 1 переходит на высокочастотный динамик на частоте 2800 Гц, что на самом деле на пару сотен циклов выше, чем у многих аналогичных двухполосных динамиков, включая Oberon, которые находятся выше в том же диапазоне, два из которых используют более крупные средне-/низкочастотные динамики.)
Визуально Oberon 1 оказался довольно типичным небольшим двухполосным, хотя и особенно красивым образцом. Более светлые два (белый и светлый дуб) из четырех доступных вариантов отделки получают очень привлекательные твидовые средне-серые решетки, в то время как черный и ореховый цвета получают черные вязаные решетки. Несмотря на свою доступную цену, Oberon хорошо отделаны, с необычной текстурой под дерево, «плавающими» перегородками и высокотехнологичным видом твитера. Сзади вы найдете очень приличного качества многоходовые клеммные клеммы, порт корпуса и крошечную этикетку с серийным номером, на которой несколько застенчиво написано: «Разработано и спроектировано в Дании. Произведено в КНР». Также есть паз в виде замочной скважины для настенного монтажа, в этом случае краткое руководство пользователя предписывает вам разместить наклеиваемые резиновые бамперы на задней панели динамика, а не на дне. Тем не менее, я не думаю, что расположение порта излучения сзади почти вплотную к поверхности стены обеспечит ту загрузку корпуса (или отсутствие шума турбулентности), которую имели в виду инженеры Oberon.
Центральная колонка Oberon Vokal с портом спереди имеет схожий дизайн и отделку, но с двумя 5,25-дюймовыми вуферами в горизонтальном массиве. Сабвуфер E-9F — не входящий в семейство Oberon — немного отличается, с 9-дюймовым алюминиевым конусным драйвером в очень компактном (примерно один кубический фут) корпусе с портом, направленным вниз. Усилитель класса D с импульсным источником питания мощностью 170 Вт обеспечивает мощность.
Настройка и прослушивание
Новый, относительно не имеющий предубеждений полочный динамик DALI быстро доказал свою способность выдавать все, что я прошу от двухполосных систем меньшего размера. Вокальный диапазон? Проверьте: обычные подозреваемые в баритональном мужском голосе (Лайл Ловетт, Джеймс Тейлор и др.) воспроизводили гладкое, неокрашенное воспроизведение без намека на какие-либо разрывы отклика, такие как «гудок», «прижимание» или «ху», хотя это то, чего я ожидал от компетентных разработок в этот век хорошо понятных параметров и компьютерных измерений и проектирования. Тем не менее, Oberon 1 оказались особенно искусными, с треком вроде «The Way I» из последнего альбома Keb' Mo, Oklahoma (поток высокого разрешения Qobuz), звучащим открыто, по-настоящему и убедительно.
По сравнению с моими двумя долгосрочными референсами, каждый из которых стоит в четыре или около того раза дороже в первоначальной рекомендуемой розничной продаже, DALI были всего на один крошечный оттенок полнее или теплее в области среднего вокала. Однако я обнаружил, что это справедливо практически для всех громкоговорителей, которые избегают строгой лабораторной «плоскости», которая на самом деле звучит всего лишь немного «хрипловатее» или тонально уже при прямом сравнении, чем то, что предпочло бы большинство из нас. (Это было продемонстрировано многими громкоговорителями на протяжении многих лет, от AR LST десятилетия назад до давно снятой с производства, но широко восхваляемой линейки Energy Veritas, модель которой служит одним из моих референсов.) Но это ни в коем случае не насмешка над Oberon 1. От трека к треку я обнаружил, что его вокальное воспроизведение было очень честным и потрясающе детальным, при этом расслабленным и легким для «слушания».
Представление нижней октавы? Проверка: Ни один 5,25-дюймовый двухполосный динамик не выдаст большую часть нижней полутора октав музыкального звука, но в моей настройке Oberon 1, похоже, выполнил заявление своего производителя об отклике ниже 50 Гц (-3 дБ при 51 Гц). С его встречным движением басовых глиссандо классика Лу Рида "Walk on the Wild Side" дает превосходный обзор диапазона 40-100 Гц, и хотя DALI не соответствовали ни одному из моих 30-герцовых референсных динамиков по весу и расширению в нижней четверти или около того музыкальных нот, они показали достаточный низ, чтобы эффективно обрисовать музыкальный аргумент, и мои уши не чувствовали себя ужасно обманутыми.
С сильным низким D в басе, "Morph the Cat" Дональда Фейгена из одноименного альбома (поток высокого разрешения Qobuz) является моим текущим горячим чтением для расширения баса. Oberon 1 проделали солидную работу, по крайней мере, предполагая 36 Гц фундаментальный тон, что составляет лишь скромную жертву в общем опыте прослушивания (который полностью стер маленький сабвуфер DALI, но об этом позже).
Детализация высоких частот, прозрачность, воздух? Проверка: Нежная работа кистью цимбал и тонкая ручная перкуссия в ряде афро-кубинских джазовых треков, транслируемых из плейлиста Tidal с высоким разрешением, звучали реалистично и по-настоящему. DALI настоятельно рекомендует пользователям воздерживаться от наклона левого/правого динамиков, и я действительно обнаружил, что при прослушивании непосредственно по оси Oberons звучали отчетливо ярче. Настроенные прямо, как предлагалось, баланс высоких частот казался «правильным», и я не заметил недостатка воздуха или мелких деталей.
Пространственное представление и звуковая сцена? Проверьте — в основном. Oberon 1 произвели приятное впечатление глубины помещения на, по общему признанию, незнакомой (но акустически хорошей) записи девяти скрипичных/фортепианных сонат Бетховена, транслируемой в высоком разрешении с Qobuz, но которая была немного аморфной, когда дело дошло до расположения инструментов. Чтобы подтвердить, я прослушал свой мастер-рип сюиты «Трехгрошовая опера» композитора Курта Вайля, запись, которую я слушал на бесчисленном количестве систем. Результат был, возможно, немного менее глубоким, чем мой эталон, и немного менее точным, но все равно довольно хорошим и явно превосходящим средний показатель на массовом рынке.
Переходя к многоканальному воспроизведению, я обратил внимание на центральный динамик Oberon Vokal. Двухполосные горизонтальные центры часто бывают проблемными, поскольку лепестковое поведение двух разнесенных вуферов обычно вступает в игру где-то около вокальных октав. Тем не менее, центр Vokal оказался очень хорошим парным со своими товарищами Oberon 1. Парное совпадение не было идеальным — пара левого/правого звучала совсем немного ярче на голосах с щедрыми формантами верхней середины — но в остальном это было очень близко. Если слушать с большого расстояния от оси на дальнем конце моего центрального дивана, Vokal действительно звучал совсем немного богаче или «груднее» на нижних средних частотах, но гораздо меньше, чем многие двухполосные центральные динамики, которые я прослушивал. Как и Oberon 1, Vokal с радостью поглощал значительную мощность, воспроизводя тяжелые для центрального канала саундтреки к фильмам на опорном уровне THX (легко на 6 или 8 дБ громче, чем я предпочитаю!), не проявляя никакого очевидного слышимого напряжения. Итак, еще одна проверка.
В системах с небольшими динамиками, такими как эти DALI, filmsound в основном задействует центральный и сабвуферный блоки. И хотя я оцениваю Vokal как очень компетентный центральный динамик, компактный сабвуфер DALI E-9F немного грубоват. (Это мое воображение или небольшие сабвуферы как класс становятся лучше?) Хотя я обычно рассматриваю конструкции размером менее 10 дюймов как неадекватные ценовые решения для задачи добавления значимой октавы баса на полезных уровнях мощности к небольшим динамикам, мы можем добавить 9-дюймовый DALI к растущей когорте исключений.
E-9F имел достаточно мощности, чтобы добавить основные частоты ниже 40 Гц вплоть до уровня THX-reference на треке Fagen, упомянутом выше, что действительно громко: возможно, на 6 дБ ниже клубных уровней, но все равно намного громче, чем я обычно слушаю выборочно. (Кстати, при поддержке сабвуфера E9-F Oberon 1 сами по себе держались очень хорошо на этой громкости, становясь лишь незначительно «разделенными» на таких вещах, как удары по малому барабану — то, на что далеко не все столь же небольшие двухполосные динамики могут претендовать.) И E-9F сделал это с достойным восхищения самообладанием: я не услышал шума порта или признаков чрезмерного отклонения, а то, что было наложено ограничение динамики, не проявилось какими-либо заметными артефактами, такими как накачка или затухание. И все это сохранялось даже тогда, когда я прослушивал сабвуфер DALI «голым», то есть с отключенной парой левого и правого каналов, — за исключением очень слабого «стука» на нескольких нотах, который я вообще не мог различить при игре всей системы.
При всех достоинствах Oberon, которые я уже заметил, я совсем не был удивлен, что сложные саундтреки к фильмам, таким как «Миссия невыполнима: Последствия», были представлены с подлинным домашним кинотеатральным волнением и динамической авторитетностью настоящего театра. Парижская погоня на мотоциклах пронеслась по экрану с хорошо сплоченной боковой связностью, хотя и мало заботясь о географической преемственности, перепрыгивая через округа, как в фильме «Прыгун». Впечатляющий сабвуфер E-9F с энтузиазмом бил по сцене гала-дискотеки фильма, но без лишнего стука или грохота. Со своей стороны, знаменитая сцена с вертолетом радостно рубила влево и вправо, вперед и назад — но не вверх и вниз, поскольку во имя науки я сопротивлялся добавлению модулей динамиков Atmos Elevation к 5.1-канальной установке динамиков DALI.
Пара объемных динамиков Oberon 1 эффективно работала на моих высоких, заливающих стены полках, как, если честно, и любая относительно точная небольшая двухполосная акустическая система. (Хотя я и анахроничен, я по-прежнему решительно предпочитаю дипольные объемные динамики для фильмов, но пришел к выводу, что практически любые небольшие динамики прямого излучения, достаточно свободные от явных окрасок или динамических ограничений, будут работать примерно так же хорошо с эффектами окружающего объемного звучания.)
Самая драматичная отдача пришлась на финальные титры «Миссия невыполнима: Последствия», когда знаменитая тема впервые появляется в полном облачении. (Канон MI, безусловно, единственная франшиза боевиков, тема которой звучит в размере 5/4. Спасибо, Лало Шифрин.) На театральной громкости это все еще было поразительно четким, чистым и расширенным басом, с бонго и тимбалами, хотя и хорошо смикшированными, легко прорезающими. Широкий, непрерывный, детальный оркестровый звук и впечатляющая динамика подтвердили то, что я уже определил: компактная система начального уровня DALI является серьезным воспроизводителем.
Заключение
Никогда не бывает хорошего времени, чтобы быть бедным, но это, кажется, особенно прекрасная эпоха, чтобы быть безденежным аудиофилом. Честно говоря, люди, мир просто наводнен действительно очень хорошими и безумно доступными маленькими двухполосными громкоговорителями, к пантеону которых я решительно добавляю Oberon 1 от DALI. Это первоклассный пример того типа громкоговорителей, который дает вам 90 процентов пути (а в некоторых отношениях и больше 90) примерно за 10 процентов от стоимости более дорогих вариантов, и поддерживающий сабвуфер E-9F от компании не менее ценен. Если вы поклонник маленьких громкоговорителей/больших денег, он вполне может стать вашим объектом поклонения.