МЫ РАБОТАЕМ:
С 9.00 до 21.00
Классические усилители Audiolab высоко ценятся с начала 80-х годов. В 1982 году дебютная модель 8000A наделала много шума на рынке Hi-Fi и надолго стала эталоном в сегменте среднебюджетных компонентов. Кажется, спустя сорок лет компания решила повторить этот трюк, но поднявшись на ступеньку выше.
Новая серия 9000 заняла позицию флагмана линейки, и ее задача — вывести качество звука Audiolab на новый уровень. В настоящее время эта серия состоит из двух компонентов: интегрального усилителя 9000A с цифровыми входами и цифрового источника 9000CDT с CD-транспортом. C ними и познакомимся.
Всего наилучшего
Концепция 9000-й серии кажется очень разумной, практичной и взвешенной, вполне в духе Audiolab. Разработчики взяли за основу функционал 6000-й серии, объединили его со звуковыми технологиями 8300-й серии, а затем постарались довести результат до совершенства, используя топовые комплектующие и конструктивные решения, традиционно применяемые в high-end аппаратуре. Не забыли создатели новой серии и о дизайне.
Эстетика новых компонентов Audiolab идеально выверена до миллиметра и полутона. Во внешнем виде наблюдается как преемственность поколений, так и совершенно новые, свежие нотки. За классическую составляющую отвечают лаконичные корпуса с характерной шероховатой матовой поверхностью передних панелей, дополненные круглыми ручками управления. Расположение трех круглых манипуляторов на передней панели усилителя такое же, как и в других моделях, поэтому обладатели Audiolab со стажем не только с первого взгляда идентифицируют новинку, но и не запутаются в элементах управления.
Ауру солидности и дороговизны создают мельчайшие детали: аккуратно врезанный в толщину лицевой панели и не бросающийся в глаза логотип, идеальная обработка кромок и стабильность зазоров по контуру. Создается ощущение, что даже винты, используемые для сборки корпусов, были выбраны из десятка возможных вариантов специально обученными дизайнерами — настолько гармоничным получился внешний вид.
В компонентах серии 9000 преобладают большие 4,3-дюймовые ЖК-дисплеи. Они выполнены по технологии IPS и обладают отличной контрастностью, действительно темным черным цветом и высокой яркостью. Если бы разработчики хоть немного сэкономили на этой детали, компоненты не выглядели бы так идеально. А то, что дисплеи не сенсорные, я бы тоже отнес к плюсам: красивая глянцевая картинка, покрытая отпечатками пальцев, не будет смотреться дорого, а всеми функциями можно управлять с пульта вместо того, чтобы портить комплектующие.
Еще одна радость для эстетов — возможность выбирать, что именно будет отображаться на дисплее. На главном «домашнем» экране отображается вся необходимая информация о режиме работы устройства и небольшая анимация, которая дает понять, идет ли воспроизведение.
Кроме него на экран можно вывести парные стрелочные индикаторы, индикаторы в виде светодиодных дорожек или анимированный логотип Audiolab. Альтернативой всему вышеперечисленному является великое черное космическое ничто, которое можно увидеть совершенно за кадром.
Кстати, пробовал послушать, влияет ли отключение экрана на звук, разницы не нашел. Разве что сам факт отсутствия визуальных раздражителей помогает сосредоточиться на звуке. Поэтому отключение дисплея — вопрос эстетического восприятия и комфорта использования.
Железо на высоте!
Знакомство с аппаратной частью компонентов серии 9000 стоит начать с главного — схемы усилителя 9000А. Он основан на классической конфигурации Audiolab, которая работает в классе AB. Особенностью запатентованной схемы является комплементарная топология обратной связи, которая обеспечивает исключительно линейную характеристику, независимо от рабочей температуры транзисторов в любой момент времени.
В результате как на малой громкости, так и под нагрузкой усилитель звучит одинаково чисто и точно. Также оригинальная схема Audiolab имеет высокий коэффициент демпфирования, что позволяет управлять сложной нагрузкой. Выходная мощность на 8 Ом составляет 100 Вт на канал и достигает 160 Вт на 4 Ом — самые высокие значения среди всех интегральных усилителей марки.
Для уверенной обработки пиков энергопотребления блок питания оснащен блоком конденсаторов большой емкости, по 15 000 мкФ на каждый канал (всего 60 000 мкФ!), а также массивным тороидальным трансформатором на 320 ВА.
Довести концепцию до совершенства помогает тщательный подбор компонентов, соблюдение принципов минимизации путей аудиосигнала не только в схеме, но даже на уровне чертежей печатных плат, прецизионный ступенчатый регулятор громкости, реализованный в виде полностью аналоговой схемы, уменьшающей влияние на звук. В конструкции усилителя реализован целый комплекс мер по устранению перекрестного влияния функциональных блоков усилителя друг на друга, что позволяет минимизировать искажения и окрашивание звука, тем самым повышая разрешающую способность.
Традиционно для Audiolab усилитель 9000A обладает максимально широкими коммутационными возможностями. Специальная ручка на передней панели переключает режимы: полный усилитель, только предусилитель и специальный режим PRE-POWER, позволяющий использовать предусилитель и усилитель мощности отдельно друг от друга, в том числе включая между ними дополнительные аудиопроцессоры.
При такой схеме пользователь никак не ограничен в плане апгрейда системы и даже может легко совместить стереосистему с системой домашнего кинотеатра. Также имеется полный набор входов: помимо трех аналоговых небалансных входов имеется один балансный вход, два цифровых оптических и коаксиальный вход, вход USB-B, фоновход и Bluetooth. Так же есть выход на наушники.
И абсолютно все функции реализованы на высшем уровне: Bluetooth поддерживает кодеки aptX HD и LDAC; усилитель для наушников собран по схеме обратной связи по току и поддерживает модели с импедансом до 600 Ом; встроенный фонокорректор ММ-типа также имеет цепь обратной связи по току, собран на транзисторах JFET и имеет крайне низкий уровень шума; В основе цифровой схемы лежит топовый ЦАП ES9038Pro с возможностью настройки цифровых фильтров, дополненный полным декодированием MQA.
Особо следует отметить такое отношение Audiolab к дополнительным функциям. Например, многие производители Hi-Fi компонентов даже не пытаются реализовать цифровую часть интегральных усилителей на самом высоком уровне. Как правило, встроенные ЦАПы либо выполняют номинальную функцию и подходят для подачи звука от телевизора или игровой приставки, либо в усилители ставят добротные микросхемы-середнячки, выдающие звук, соответствующий Hi-Fi компонентам начального уровня, при этом сам усилитель относится к средней или высшей категории.
На фоне этой тенденции подход Audiolab выглядит более честным и клиент ориентированным. Непосредственным продолжением этой мысли является вторая составляющая системы - цифровой транспорт.
Интегрировав в усилитель высококлассный ЦАП, разработчики избавились от источника сигнала, сделав его чисто цифровым транспортом. Это, во-первых, значительно удешевило его стоимость (источник получился почти вдвое дешевле усилителя), а во-вторых, позволило реализовать основную функцию 9000CDT — воспроизведение компакт-дисков — с максимальным качеством.
Высокоточный привод вместе с индивидуальным блоком питания установлен в закрытом отсеке с защитой от электромагнитных помех и виброизоляцией. Механизм считывателя со сверхточной системой лазерной фокусировки дополнительно оснащен буфером данных, обеспечивающим стабильное и бесперебойное воспроизведение даже старых, изношенных и поцарапанных дисков. Цифровые выходы SPDIF управляются точным тактовым генератором, который минимизирует джиттер и оснащен малошумящим дифференциальным источником питания.
Других цифровых выходов, кроме оптического и коаксиального, у 9000CDT нет, а порт USB-A используется для реализации дополнительной функции — файлового проигрывателя. Однако эта функция имеет ряд ограничений: внешние накопители должны быть отформатированы в FAT, а список поддерживаемых форматов ограничен WAV, AAC, WMA и MP3 с частотой дискретизации не выше 48 кГц (которые будут преобразованы до 44,1 кГц перед отправкой на выход SPDIF).
Короче говоря, если вы планируете слушать файлы, то лучше использовать ПК, подключенный напрямую к 9000A через USB, тем более, что ЦАП, встроенный в усилитель, сертифицирован Roon Tested и обеспечит гарантированно высокое качество как при домашнем прослушивании музыкальную библиотеку из NAS и при использовании того же Tidal с мастер-файлами MQA.
Один на четверых
Во время тестирования я использовал четыре пары динамиков с разными рабочими характеристиками. Первой парой динамиков в тесте были юбилейные Mission 700, которые визуально настолько хорошо сочетаются с компонентами Audiolab, что выглядят как единый комплект.
Эта связка удивила очень объемной звуковой сценой и проработанной басовой основой. Подача музыкального материала получилась очень цельной, монолитной, но в то же время достаточно четкой и сфокусированной, чтобы различать отдельные инструменты и ритмические рисунки в композиции.
В целом звук вышел достаточно плотным, рокерским. С точки зрения производительности, Mission 700 — непростая нагрузка: чувствительность 86 дБ, сопротивление 8 Ом и максимальная потребляемая мощность 150 Вт. Громкость на усилителе действительно пришлось увеличить немного больше, чем на других динамиках, но не было и намека на то, что в этой ситуации у 9000A возникнут трудности.
Следующей была Mission ZX-1, полочная акустика из топовой серии. Чувствительность этих динамиков выше, потребляемая мощность меньше, а динамики более совершенны и высокотехнологичны. На фоне 700-х они выглядят младенцами и масштабность звуковой картины придает соответствующую, типично полочную.
В то же время уточнение СЧ/ВЧ диапазона, прозрачность, филигранная прорисовка отдельных нюансов, полнота передачи тембра в этой модели реализованы на более высоком уровне, что было вполне очевидно в связке с Audiolab. Для некоторых музыкальных жанров, конечно, хотелось подключить сабвуфер, а остальным оставалось только удивляться тому, насколько выразительно и точно эти малыши способны звучать с приличным источником и усилителем.
В поисках великолепного звука и в то же время - границ возможностей усилителя были поставлены напольники Mission QX-5 MKII. Обладая достаточно высокой чувствительностью и импедансом 4 Ом, они снабжены крупным 300-мм низкочастотным динамиком и потребляют в пике до 200 Вт. Большой звук, несомненно, нашелся – симфонические произведения звучали реалистичнее, а сцена получилась действительно большой. При этом пределы возможностей усилителя выявить не удалось. Также стоит отметить, что в связке с 9000A низкие частоты этих напольников были на удивление детализированы и точны.
Четвертая пара колонок — 705 Signature: еще одна юбилейная полочная колонка, но от Bowers & Wilkins. Они относятся к более высокой ценовой категории, чем все предыдущие модели, благодаря чему имеют достаточную степень прозрачности, чтобы показать достоинства и недостатки компонентов, если таковые имеются.
В данном случае сочетание получилось достаточно гармоничным и сбалансированным по качеству и характеру звучания. Компоненты Audiolab позволили ощутить насыщенность середины, прозрачность высоких частот, узнаваемый плотный и динамичный бас.
Ни одна пара динамиков не смогла вывести 9000A из равновесия — по схватке НЧ он может соперничать даже с лучшими представителями класса D. б
Очевидно, что в рамках заявленных ТТХ усилитель вполне способен справиться с поставленной задачей, а значит, для прослушивания музыки дома на достаточной громкости в помещении малого или среднего размера список подходящей акустики будет максимально широк. насколько это возможно.
Благородные черты
Пожалуй, главное свойство системы Audiolab 9000, оставшееся неизменным на любой акустике, — это легкость и ненавязчивость, с которой компоненты воспроизводили музыкальный материал. Нет ни малейшего намека на то, что некоторые пассажи давались системе с трудом — как раз наоборот, даже сложный материал воспроизводился уверенно, точно, без видимых усилий.
Не было заметной и какой-то характерной окраски звука. Как ни перебирай тестовые треки, невозможно понять, класс это АВ или класс D, в основе ЦАП лежит чип от ESS или, скажем, от Texas Instruments. При этом на 100% видно, что слушать музыку приятно, интересно и комфортно.
Компоненты серии 9000 оказались музыкальными и позволили почувствовать красоту любого жанра. При воспроизведении танцевальной музыки, рока и металла они динамичны и не теряют контроля даже на быстрых барабанах и басу, позволяя в полной мере ощутить энергию и драйв. В меланхоличных и спокойных треках, будь то джаз или электроника, они отлично передают настроение и атмосферу, четко проговаривая даже самые тихие и вкрадчивые нотки, от которых мурашки по коже.
Немаловажно и то, что вне зависимости от разрешения и класса акустики была сохранена важнейшая составляющая — музыкальность. Все ключевые мелодические ходы, настроение, энергетика выступления были прекрасно читаемы, музыка звучала интересно и вызывала массу эмоций.
Чем выше был класс динамиков, тем больше нюансов было слышно, впечатление от музыки было более ярким и сложным, но всегда передавалась суть и основной посыл композиции. То же самое можно сказать и о воспроизведении материала разного качества. Более современные, чистые и детализированные записи звучат зрелищно и реалистично, но не менее впечатляют записи, сделанные 60-70 лет назад, которые не способны удивить ни разрешением, ни частотой, ни динамическим диапазоном.
Все это признаки английской звуковой школы, сочетающей достаточно высокое разрешение и точность с выразительной меломанской подачей, не жалующей аналитики и разбивки музыки на составляющие.
Заключение
Серия 9000 хоть и занимает самую высокую позицию в линейке Audiolab, но по цене больше соответствует средней группе. Есть множество брендов, предлагающих за те же деньги модели среднего класса, обладающие соответствующим характером звучания — лучше бюджетной техники, но рано или поздно наталкивающие на мысли о переходе на топовые комплектующие.
При этом в звучании Audiolab 9000 нет ярко выраженных признаков среднебюджетного Hi-Fi. Помимо высокой детализации, отличной динамики и способности уверенно отрабатывать сложные музыкальные композиции разных жанров, они демонстрируют богатство тембров и некую аристократичность, довольно характерную для топового сегмента.
С точки зрения функциональности и коммутационных возможностей также нет существенных признаков экономии и компромиссов. Можно ли добавить выход USB на транспорт и выход XLR на усилитель, это не так критично. Что еще более важно, на борту есть ЦАП и фонокорректор, которые не провоцируют пользователя на покупку дополнительных компонентов — по крайней мере, сразу. Плюс есть возможность подключения внешнего усилителя мощности для особо мощных колонок. В сумме эти возможности покрывают все насущные вопросы на долгие годы вперед.
При знакомстве с серией 9000 несколько смутило отсутствие в серии сетевого плеера, но внимательное изучение универсального пульта, отвечающего за управление всеми компонентами серии, позволяет сделать вывод, что он будет не нужно долго ждать расширения линии. Во всяком случае, рядом с кнопками CD и A, которые активируют управление CD-транспортом и усилителем (Amplifier) соответственно, есть еще и кнопка N - это не иначе сетевой плеер (Network Streamer). Будем ждать и одновременно надеяться, что стоимость стримера будет такой же доступной, как и стоимость CD-транспорта.